Столпник Владислав Викторович учитель биологии и химии. Образование высшее, закончил БГУ в 1998г стаж работы 16 лет.
Обучение биологии я веду по учебно-методическим комплектам под редакцией И. Н. Пономаревой, Захарова, по химии - по комплекту О.С. Габриеляна. Химию и биологию преподаю как в профильных классах, так и в классах базового уровня. Имею опыт работы с учащимися разного уровня подготовки и развития, работаю с детьми, имеющими ограниченные физические возможности.
ПРОБЛЕМЫ
Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен, требует знания строения и функционирования биологических систем, понимания закономерностей, существующих на различных уровнях организации живой природы, демонстрации процессов происходящих в природе,. И это лишь часть факторов, усложняющих усвоение предмета биологии школьниками.
Мыслительная деятельность учащихся от класса к классу усложняется , требует осуществления переноса интеллектуальных умений с ботанических объектов на зоологические, на человека ,живую природу в целом.(по уровням организации живой природы)
Наиболее сложный характер носят интеллектуальные умения учащихся 9-11 классов, которые формируются у них в процессе обучения общей биологии. В 6-8 классов школьники проводят анализ и синтез отдельных биологических объектов. В старших же классах они анализируют процессы и явления , положения биологических теорий , сравнивают взгляды ученых.
Но нельзя научить того, кто сам не желает этого. Поэтому проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике обучения. Активизация связана с изменением позиции учителя, который не только передает знания, но и формирует личность школьника через организацию его активной деятельности.
Работаю над методической темой «Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для повышения познавательной активности и развития логического мышления учащихся»
По Сухомлинскому Логика природы есть самая понятная и доступная для детей логика задача учителя опираясь на эту логику сформировать логическое мышление и навыки деятельности.В Основе лежат причинно – следственные связи: состав-строение- функция в биологии или состав – строение - свойства в химии
Цель инновационной работы: создание оптимальных условий для повышения качества обучения учащихся по предмету "биология", формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространении.
Для достижения цели я решаю следующие задачи:
- совершенствование форм и методов работы с детьми;
- освоение технологий, направленных на повышение качества образования и воспитания школьников;
- вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
ПРОГНОЗИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ДОЛЖНО СТАТЬ формированием ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.
- - информационная (учащиеся обращаются к различным источникам информации; анализируют, систематизируют и обобщают материал);
- - коммуникативная (в ходе работы учащиеся обращаются за консультациями к специалистам, при защите своих работ не только представляют структурированные материалы, но и отвечают на вопросы по затронутой проблеме, отстаивают собственную точку зрения на данную проблему);
- - самоорганизация (при работе над проектом или исследовательской работой ученики ставят учебные цели и задачи, самостоятельно составляют план работы, распределяют время на выполнение того или иного вида деятельности);
- - самообразование (в процессе самостоятельной исследовательской работы учащиеся узнают много нового, делают выводы и совершают открытия, важные для их собственного интеллектуального роста).
Исходя из новых требований изменяется и роль педагога и отношение к учащимся, которые не сосуд который нужно наполнить и не кусок глины из которого нужно вылепить что то, но личности а учитель это направляющий фактор помогающий всестороннему раскрытию всех положительных сторон ребенка. Учитель идет рядом или немного впереди в зоне ближнего действия и подсказывает помогает направляет в нужное русло познавательную активность ребёнка. Не бежит вперёд лишая детей веры в себя не подгоняет сзади, а создаёт такие условия в которых ребёнок познаёт законы природы сам, создаёт ситуацию успеха. И в то же время работает как бы в тени чтобы у ученика была уверенность что всё это он сделал сам.
Основными значимыми моментами здесь является
1 вера ребёнка в собственные силы
2 познавательный интерес постоянно подкрепляемый новизной материала
3 посильность заданий
4 результативность его деятельности
Работа в этом направлении приводит к пониманию того, что нам нужно гибкое адаптивное к условиям образоватеьного процесса вариативное использование деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие активные формы и методы учения/обучения.
Наиболее эффективными для активизации учебного процесса считаю следующие технологии:
- технология проблемного обучения;
- проектная технология;
- научно-исследовательская работа;
- ИКТ.
Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программой содержания, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий достижение поставленных дидактических целей.
основные принципы образовательной технологии (воспроизводимость, целесообразность, целостность) и решают задачи, которые ранее в педагогике не были решены.
Главной отличительной чертой использования НИТ в биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии и экологии с использованием НИТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.
Словесные наглядные практические методы
Получение информации(зрение 75% слух) НЛП аудиалы визуалы кинестетики
Изучение в школе предмета «Биология», на вербальном уровне не всегда создает правильное представление об изучаемых объектах и явлениях (объяснение на пальцах). Поэтому главной задачей учителя является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. С НИТ в образовании позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой):
- Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией . В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
- Электронные энциклопедии. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты. « Школьный курс биологии», «Открытая биология», энциклопедия Кирилла и Мифодия.
- Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов.
- Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
- Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.
- Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.
- Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. ( работа с ЦОР и ЭОР.)
- Обучающие игры или развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.
По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков: [4]
- Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор.
- Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.
- Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать следующие виды учебной деятельности:
1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия обычно не имеют большого иллюстративного материала. Цифровые технологии позволяют насытить издание большим количеством цветных иллюстраций, которые расширяют иллюстративный ряд, придают ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни.
2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.
3.Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.
Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.
4. Анимации - аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов", включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.
5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.
Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.
6. Мультимедийные презентации.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.
На этапе закрепления материала я использую следующие виды учебной деятельности.
1.Работа с заданиями с выбором ответа. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты.
2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.
3. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
4. Работа с интерактивными заданиями – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах.
Интерактивные таблицы – данный вид работы очень удобен при наличии интерактивной доски. При заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.
ВЫВОД
ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использование современных образовательных технологий на уроках биологии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
- представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.
Известно, что современные технологии должны и регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, изменение мизансцены урока, негромкую классическую и релаксирующую музыку). Информационные технологии должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций.
Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо комплексное использован средств обучения.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и экологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
|